Классификация моторных масел

Название новости
05.06.2018

Главный вопрос - зачем водителю разбирать и изучать, какие классы моторных масел существуют?

Ответ прост - чтобы видеть, что покупаешь. Ведь в магазинах сотни брендов и колоссальный разброс цен. А знаете ли вы, что в некоторых странах до сих пор продают масла классов, которые в мире и Европе давно признаны устаревшими?

Если не хотите случайно приобрести такое - выделите 6 минут на прочтение этой статьи.

Народная классификация моторных масел

Народная, потому что знакомая каждому водителю.
Во-первых, разделение по типу двигателя:

  • Для бензинового
  • Для дизельного

Во-вторых, по составу:

  1. Минеральные​ (производятся из нефти)
  2. Синтетические​ (изготавливаются на основе нефтепродуктов путём глубокой переработки)
  3. Полу- или частично синтетические (в минеральное масло добавляют определённые компоненты)

Эксперты некоторых классификаций считают термины 2 и 3 некорректными. Дальше вы узнаете почему.

И третья категория народной классификации:

  • Зимнее моторное масло
  • Летнее
  • Всесезонное

Как вы понимаете, основная характеристика - температурные допуски, а ключевой параметр - вязкость.

Зимнее моторное масло харакетрно меньшей вязкостью, чтобы запускать двигатель на холодную. Использование его летом может привести к катастрофическим последствиям, потому что не будет достаточной смазки деталей.

Некоторые водители, трепетно относящиеся к авто, в октябре меняют масло на зимнее независимо от того, подошла ли очередь по километражу.


Хотя, на рынке давно царит всесезонный вид, который, благодаря присадкам, зимой имеет меньшую вязкость, а летом - большую.

Официальная классификация моторного масла

Существует 4 признанных классификации:

  1. SAE (общество автомобильных инженеров США)
  2. API (самая известная, Американского Института Нефти)
  3. ACEA (европейская классификация моторных масел)
  4. ILSAC (международный стандарт, внедренный американскими, японскими и корейскими производителями)

Классификация моторного масла SAE

Оперирует главным свойством - вязкостью. И разделяет масло по сезону:

  • Зимние (6 классов) - начинаются с W. Например, 5W, 10W и т.д.
  • Летние (5 классов) - без буквы. Например, SAE 20, SAE 50 и пр.
  • У всесезонного двойное обозначение: SAE 15W-40


На нашем рынке мы видим обозначение по третьему варианту. Возьмём моторное масло 15W-40​:

Первое число показывает минимальную температуру, при которой вы запустите двигатель. От него нужно отнять 40 и получаем -25​ 0​ С. Учитывайте, что на запуск влияет также состояние стартера и аккумулятора. Если вы залили масло 15W-40 и на улице -25​ 0​ С, а стартер и аккумулятор уже почти исчерпали ресурс, то вы не заведётесь. Для таких случаев поможет масло для более низких температур.


Понять, какое масло нужно вам, легко - просто посмотрите рекомендации производителя в сервисной книжке.

Классификация моторного масла API

Здесь 2 больших класса:

  • Масло для бензиновых двигателей, обозначается буквой S (service)
  • Масло для дизельных двигателей - буква C (commercial)

В названии масла две буквы - например, SL. Вторая указывает, по сути, качество продукта (уровень свойств). Чем дальше буква от начала алфавита, тем выше качество моторного масла.

Для бензиновых двигателей категории от SA до SG (по алфавиту) признаны устаревшими.

Для дизельных не используется масло классов CA-CD-II (однако, кое-где ещё выпускаются).

Как Американский Институт Нефти присваивает новый класс? По выходу нового поколения двигателей, для которого создаётся своё масло. Например:

  • SM - для двигателей 2004-2010 гг.
  • CI-4 - введен в 2002 г. для 4-тактных дизелей (цифра указывает количество тактов).

Помимо двух больших классов существуют ещё несколько:

  • EC (Energy Conserving) - инновационный класс энергосберегающего масла, способствующего снижению расхода топлива
  • Универсальное масло, подходящее для обоих типов двигателя.

Обозначение: CG-4/SH - что означает, что прежде всего это масло для 4-тактного дизеля, но подходит и для бензинового двигателя.

В рамках этой классификации эксперты считают термин “синтетический” - маркетинговым и не соответствующим истине. Мол, все они делаются путём добавок присадок к минеральному. Поэтому не используют его.

Классификация моторного масла ACEA

Европейский вариант (как правило, допуски у масла выше, чем у аналогичного по API). Всего 12 классов и 3 категории:

  • A - бензин
  • B - дизель
  • C - малозольные масла для бензиновых и дизельных автомобилей с системами
  • снижения выбросов
  • E - грузовой дизель

Классификация моторного масла ILSAC

Совместный стандарт Ассоциации производителей автомобилей Америки, Ассоциации производителей автомобилей Японии и Международного комитета по одобрению и
стандартизации смазочных материалов. Классы только для бензиновых двигателей. По этой версии моторное масло бывает 6 классов:

  • С GF-1 до GF-6. Действуют только GF-5 (2010 г.) и GF-6 (2017 г.)

Помните, что не бывает хороших и плохих моторных масел. Бывают те, которые подходят или нет. А это вопрос ​ грамотного выбора​ .

товар добавлен в корзину